Олимпиадная экономика: 11 класс

         Большинство моих учеников приходят в начале 11 класса. В лучшем случае — в октябре, в худшем — в марте. И даже если многопрофильная (а с 2010 года — «межрегиональная») олимпиада ГУ-ВШЭ уже совсем близко, всё еще можно что-то сделать. Разумеется, чем раньше начнутся занятия и чем больше их будет проведено, тем выше положительный эффект.

          Если подготовка начинается осенью, может быть достаточно одного занятия в неделю. Обязательным при этом будет большой объем домашних заданий — из расчета 4 часа на каждые 2 часа занятий с репетитором. Идеальная ситуация — занятия с сентября по март 2 раза в неделю (около 30 занятий, 60 астрономических часов).  Однако, зачастую требуется «экспресс-курс» на 1-2 месяца. В этом случае проводится по 3-4 занятия в неделю, рассматриваются только самые важные темы. Занятия с каждым учеником индивидуальны, но в общем я придерживаюсь собственной разработанной программы. 

          План занятий (сентябрь-март, 30 по 120 мин):

Блок 0. Вводная лекция.

  • Вводная лекция. Базовые экономические понятия. Модель макроэкономического кругооборота. Альтернативные издержки. (1 занятие)

Блок 1. Микроэкономика.

  • Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Налоги и субсидии. (2 занятия)
  • Эластичность спроса и предложения. (2 занятия)
  • Производство. Издержки, выручка, прибыль. (2 занятия)
  • Рыночные структуры: совершенная конкуренция. (2 занятия)
  • Рыночные структуры: монополия и монополистическая конкуренция. Олигополия*. (2 занятия)
  • Рынки ресурсов. Рынки труда и капитала. Дисконтирование. (1 занятие)
  • Внешние эффекты и общественные блага. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. (1 занятие)

Блок 2. Макроэкономика.

  • Система национальных счетов. (1 занятие)
  • Совокупный спрос и совокупное предложение. Цикличность экономики. Экономический рост. (1 занятие)
  • Инфляция. Безработица. (2 занятия)
  • Денежный рынок. Банковская система. (1 занятие)
  • Монетарная политика. (1 занятие)
  • Бюджетно-налоговая политика. (1 занятие)

Блок 3. Международная экономика.

  • Модель КПВ. Международная торговля в модели КПВ.  (2 занятия)
  • Экспорт и импорт в модели «спрос-предложение». Квоты, пошлины, эмбарго.  (1 занятие)

Блок 4. Решение олимпиад прошлых лет.

  • Решение олимпиад прошлых лет. Все типы заданий: тесты+ задачи+ эссе. (7 занятий)