Как выбрать репетитора экономики для подготовки к олимпиаде?

Хочется поступить в Высшую Школу Экономики? Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ? Экономический факультет МГУ? Оптимальный способ поступления в ведущие экономические вузы страны — через олимпиаду по экономике: всероссийскую или многопрофильную ВШЭ. Но как к ней подготовиться, ведь хорошую экономику дают всего в нескольких специализированных школах? Для подготовки нужен репетитор, и не просто знающий экономику, а специализирующийся на подготовке к олимпиадам. Однако, выбирая преподавателя экономики, следует помнить, что речь идет не о физике и математике, и не о подготовке к ЕГЭ, поэтому общепринятые критерии хорошего преподавателя в данном случае немного меняются. Итак, о чем следует задуматься при поиске репетитора по экономике:

1) Преподаватель должен преподавать только экономику, то есть быть узким специалистом. Не совмещать преподавание экономики с преподаванием математики, уж тем более физики или информатики. Для подготовки к олимпиадам нужен специалист именно по экономическим дисциплинам: микроэкономике, макроэкономике, международной экономике, экономики труда и так далее.

Отдельным пунктом следует отметить обществознание: на первый взгляд, это тесно связанный с экономикой предмет, но в действительности он предполагает иной уровень восприятия экономики как науки, гораздо ниже, чем требуется для олимпиад. Кроме того, многие материалы из блока «Экономика» курса «Обществознание» зачастую противоречат экономике, которую должен знать участник олимпиад. Например, в одном  известном учебнике обществознания кривая спроса изображена как зависимость количества покупаемого товара от времени, хотя в действительности это зависимость от цены товара. Поэтому преподавателю, в арсенале которого и экономика, и обществознание, зачастую тяжело перестроиться с одного предмета и уровня подачи материала на другой, за счет этого страдает качество подготовки к олимпиаде.

2) Современная западная экономическая теория, «мейнстрим», на котором построены олимпиады, появился в нашей стране совсем недавно, в 1990-х годах. Поэтому будьте осторожны, выбирая преподавателя в возрасте: дух марксизма-ленинизма всё ещё силен. Исключение составляют опытные преподаватели МГУ и ВШЭ, которые часто посещают зарубежные курсы повышения квалификации.

3) В России есть всего несколько вузов, которые дают качественное экономическое образование. Пожалуй, всего три: МГУ, ВШЭ и РЭШ (магистратура). Помните об этом, выбирая преподавателя.

4) Всероссийская олимпиада по экономике и многопрофильная олимпиада ВШЭ проводятся абсолютно честно и прозрачно. Я видел эту картину изнутри, будучи членом жюри заключительного этапа в 2009 и 2010 годах. Ничего не могу сказать про другие предметы, но здесь нет и тени коррупции. Поэтому, если преподаватель намекает или прямо предлагает некоторый «мухлёж», не поддавайтесь: в данном случае это просто невозможно.

5) Необходимо учитывать специфику олимпиад, поэтому чем больше опыта и связи с олимпиадами у преподавателя, тем лучше. Аналогично ЕГЭ: вряд ли хороший преподаватель английского сможет подготовить к ЕГЭ, не зная специфики экзамена.

Помните эти пять простых правил, ведь хороший преподаватель — залог успеха в подготовке к олимпиадам по экономике!